Мы заботимся о вашей безопасности.
Регистрируем «сложные» и «отказные» товарные знаки.
Ru Eng

Вы в Колумбусе?

Меню

Всероссийский конкурс

тз за 2 месяца

проверка

Ярпатентъ

Акция
Главная   |   Блог   |   На страже вашего бизнеса: все о товарном знаке, паспорте бренда и ошибках предпринимателей!

На страже вашего бизнеса: все о товарном знаке, паспорте бренда и ошибках предпринимателей!


Владельцы многих компаний ведут свои дела без товарного знака и даже не интересуются, зачем он нужен. Не подозревают, насколько опасно вести предпринимательскую деятельность без него. Товарный знак – это уникальное изображение, слоган или логотип, позволяющий клиентам различать товары или услуги разных игроков рынка, а предпринимателям – выделяться среди конкурентов, добросовестно использовать маркировку своей продукции и увеличивать активы своей компании за счет интеллектуальной собственности.
Вот только зарегистрировать товарный знак в Роспатенте нелегко. Процедура сопряжена с многочисленными трудностями, о которых мы поговорим с Яной Дойна – экспертом, более 20 лет занимающимся данными вопросами.

 

Яна Дойна
Патентный поверенный РФ.
Директор компании «Ярпатентъ» (г. Красноярск),
работающей с российскими и зарубежными клиентами.
Учредитель Всероссийского конкурса «Товарный знак года».
Эксперт, помогающий в регистрации сложных и отказных товарных знаков.


«Я эксперт»: Яна, Ваша специализация – регистрация сложных и отказных товарных знаков. Почему Вы решили работать именно в этой сфере?
Яна Дойна: Регистрируя в далеком 2001 году товарный знак своей первой компании (по подбору персонала), поняла, что защита бренда очень важна в деловом мире. Эта идея легла в основу нового дела, которым я занимаюсь более 20 лет. Приняла патентоведа, создала отдел патентования и семь лет работала под личным брендом. Затем патентовед отошла от дел в силу возраста, а я обучилась всем тонкостям профессии самостоятельно. В 2008 году открыла компанию «Ярпатентъ». А в 2010-м сдала экзамен и получила статус патентного поверенного Российской Федерации.
Почему регистрация именно сложных и отказных? Потому что чем сложнее и труднее случай, тем мне интереснее.

За 20 лет не разочаровались в этом направлении?
Я.Д.: Нет, только больше влюбилась. Уже тогда было понятно, что моими клиентами могут стать предприниматели из любой точки земного шара, то есть вполне реально создать бизнес мирового уровня. На тот момент это было для меня важно. Да и сейчас я хочу этого, продолжая завоевывать клиентов из разных уголков планеты.

В чем Ваша уникальность как специалиста в данной сфере?
Я.Д.: Я всегда говорила своим клиентам, что чем сложнее случай, тем увлекательнее, никогда не боялась браться за отказы, ведь практически любой из них можно оспорить. Главное – найти правильные аргументы.
Для меня отказ – не приговор. Нет страха, достаточно владеть полной и достоверной информацией, уметь анализировать и доказывать свои взгляды, а также интуитивно чувствовать направление движения, в котором необходимо двигаться.

Я всегда говорила своим клиентам, что чем сложнее случай, тем увлекательнее, никогда не боялась браться за отказы.

Какие именно вопросы/проблемы помогаете решать клиентам, с чем к Вам можно прийти?
Я.Д.: Любые вопросы относительно бренда, названия компании или продукта, продажи и покупки товарного знака, его продления, а также вопросы, связанные с франшизой.

В своих экспертных публикациях Вы акцентировали внимание на том, что при работе с товарными знаками предпринимателям важно держать руку на пульсе и видеть цельную картину. Что Вы имеете в виду?
Я.Д.: Работая в сфере товарных знаков, я поняла: многие предприниматели делают ошибку, когда регистрируют обозначение, кладут свидетельство в сейф и… забывают о нем. Не обращают на него внимания год, два, десять лет, время идет, актуальность теряется. А потом возникают проблемы. Например, защищали товарный знак для магазина, потом стали производителями товаров, а для новой деятельности его не регистрировали. Работая и используя существующий товарный знак, предприниматели могут нарушать права конкурента с подобным наименованием. И таких ситуаций много.

Как можно объяснить такую халатность, чреватую проблемами?
Я.Д.: Многие предприниматели просто не считают, что защита бренда является важным звеном в бизнесе. Другие с готовностью регистрируют товарный знак, но по незнанию относятся к нему легкомысленно:
• начинают использовать его не в том виде («дизайнер сказал, что без изображения знак будет смотреться лучше оригинального») или не от того юридического лица, на которое он зарегистрирован;
• закрывают ИП/ООО и, опять же по незнанию, забывают передать право на товарный знак новому игроку рынка и так далее.
Таким образом, цельная картина работы с брендом видна далеко не каждому, что приводит к неприятностям. Избежать их позволит услуга «Аудит и формирование паспорта бренда».

Многие предприниматели делают ошибку, когда регистрируют обозначение, кладут свидетельство в сейф и… забывают о нем.

А с какими неприятностями чаще всего сталкиваются предприниматели при регистрации товарных знаков? Приведите несколько примеров, пожалуйста. 
Я.Д.: Чаще всего предприниматели сталкиваются с тем, что их знак уже кем-то занят… В ходе проверки я и моя команда выявляем сходные до степени смешения знаки, которые мешают регистрации.
При обращении к нам клиенты узнают, что их название неохраноспособное, следовательно воспользоваться им может любой предприниматель. В таком случае выделиться среди конкурентов и стать уникальным брендом не представляется возможным.

Как часто отказывают в регистрации товарных знаков?
Я.Д.: В половине случаев. 90% из них мы спасаем.

Как же можно оспорить отказ в регистрации товарного знака?
Я.Д.: Предоставляется шесть месяцев. Необходимо собрать все аргументы и написать ответ в Роспатент с самыми убедительными доводами в пользу знака нашего клиента.
Есть альтернативные пути решения вопроса. Вот некоторые из них:
1) выкупить знак;
2) запросить письмо-согласие на регистрацию сходного знака у правообладателя;
3) аннулировать правовую охрану сходного товарного знака, если:
— знак не используется;
— закрылось ООО или ИП;
— знаком пользуются не в том виде, в котором он зарегистрирован.
Кроме указанных решений, можно предпринять множество других действий.

Чаще всего предприниматели сталкиваются с тем, что их знак уже кем-то занят.

Яна, в своих социальных сетях Вы пишете про паспорт бренда и его аудит. Что это такое?
Я.Д.: Определение «паспорт бренда» – мое собственное, относительно молодое и в отечественных источниках еще не фигурирует. Под паспортом я подразумеваю совокупность всех зарегистрированных бренд-элементов, используемых компанией: словесных, изобразительных, комбинированных, слоганов, аудиосообщений на радио, элементов, размещенных на сайте компании, в рекламных материалах.
Аудит, соответственно, это их анализ. Услуга тоже относительно молодая, но потребность в ней на рынке сформировалась  уже давно. Поэтому мы решили ее удовлетворить.

Кому и для чего нужен паспорт бренда?
Я.Д.: Каждому предпринимателю, который хочет, чтобы его бизнес был защищен, и который стремится не нарушать права конкурентов.

О чем нужно знать тем компаниям, которые решили делать ребрендинг?
Я.Д.: Прежде чем разместить вывеску и запустить рекламную кампанию, настоятельно рекомендую прийти к патентному поверенному РФ и проверить свое новое наименование, чтобы понять, насколько оно патентоспособно и не повлечет ли потом каких-то финансовых потерь. Ведь ребрендинг для чего делается? Для улучшения финансового положения. Но, к сожалению, незащищенный бренд этому не способствует.

Что делать, если товарный знак уже кем-то зарегистрирован раньше?
Я.Д.: Прежде нужно проанализировать ситуацию. Возможно, ваше коммерческое обозначение или фирменное наименование возникло ранее даты приоритета зарегистрированного бренда. Если это так, можно аннулировать правовую охрану сходного товарного знака либо пойти другим путем — придумать новый бренд. Много юридических нюансов может раскрыть патентный поверенный РФ.

Прежде чем разместить вывеску и запустить рекламную кампанию, настоятельно рекомендую прийти к патентному поверенному РФ и проверить свое новое наименование.

Как обстоит дело с демонстрацией своего бренда на сайте компании?
Я.Д.: Сейчас у многих компаний есть сайты. И если вы разместите на своем ресурсе бренд, не защитив его, можете быть уверены – в Китае его скопируют и защитят вместо вас (смеется).

Чем чревата работа без регистрации товарного знака?
Я.Д.: Согласно отечественному законодательству – штрафом:
1) от 10 тысяч рублей до 5 миллионов в зависимости от решения суда;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых размещен сходный до степени смешения товарный знак.

Расскажите о самом ярком кейсе из Вашей практики.
Я.Д.: О, их очень много накопилось за 20 лет. Из последнего – регистрация отказного товарного знака «Байкальские росы».
К нам обратился производитель природной питьевой воды с одноименным обозначением. Мы подали заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент и получили отказ.
Экспертиза противопоставила четыре товарных знака, зарегистрированных предпринимателями из разных городов России. Кроме того, были проблемы с прилагательным «байкальские», происходящим от названия озера Байкал.
Мы составили и направили в Роспатент аргументированный ответ.
В документе, помимо прочего, были представлены результаты анализа обоих слов словосочетания. Во-первых, Байкал не только озеро в Иркутской области, но и поселок в Красноярском крае, а также озеро в Туруханском районе вблизи Енисея.
Значение определения многогранно, и основываться лишь на одной его грани неправильно. А во-вторых, потребитель ассоциирует байкальские росы в первую очередь с росами, то есть с чистой питьевой водой, а не с Байкалом как с объектом всемирного наследия. Эксперта мы убедили, знак зарегистрировали.

И если вы разместите на своем ресурсе бренд, не защитив его, можете быть уверены – в Китае его скопируют и защитят вместо вас.

Назовите топ-5 ошибок предпринимателей, связанных с товарными знаками.
Я.Д.: Зачастую предприниматели сначала совершают ошибки, а потом регистрируют интеллектуальную собственность.  Чтобы избежать неприятностей, расскажу, чего делать не нужно:
1) использовать незарегистрированный бренд;
2) использовать бренд, который зарегистрирован не для всех видов деятельности;
3) вести деятельность от другого юридического лица, а не от того, на которое зарегистрирован товарный знак;
4) использовать товарный знак не в том
виде, в котором он зарегистрирован;
5) покупать «опасные» франшизы, в рамках которых товарный знак не зарегистрирован или зарегистрирован неправильно.

Беседовала Екатерина Беляева 

Мы заботимся о вашей безопасности!

Мы в социальных сетях:
© 2022 «Ярпатентъ»
Продвижение сайта ITB-company.com